Тепловоз ЧМЭ5 изготовлен на предприятии
ЧКД-Прага (Чехословакия) в 1991 году и является
представителем маневровых тепловозов для работы с большегрузными,
тяжеловесными составами поездов. Ценность данного экспоната состоит в том, что
изготовлено таких тепловозов было всего в количестве двенадцати штук и
предназначены они были для эксплуатации на железнодорожных магистралях бывшего
Советского Союза. В 1991 году выполненный в республике Чехословакия заказ
поступил на Донецкую железную дорогу. Для прохождения испытаний два тепловоза
были отправлены на Российские железные дороги, а остальные 10 штук – на станцию
Дебальцево.
Но в конце
1991 года произошел «развал» СССР, прервались связи с
предприятием-изготовителем – поставщиком запасных частей испытываемой техники,
оснащенной электронным оборудованием, работа с которым требовала недостающих у
нас навыков и знаний. Отработавшие свой ресурс опытные тепловозы ЧМЭ5 были
отправлены на базу запаса, где с ними происходил, как естественный, так и
искусственно-создаваемый износ (шла
разукомплектация механизмов и оборудования, облущивание краски, появилась
ржавчина т.д.).
В 2002 году
два тепловоза ЧМЭ5 были отреставрированы и установлены один на станции
Волноваха, в честь 120-летия со дня открытия движения на Мариупольском участке
Донецкой железной дороги в 1882 году и второй – на смотровой площадке музея.
На сегодняшний
день на базе запаса дороги находится еще два тепловоза, остальные порезаны и
сданы в лом.
|