Грузовой магистральный, быстроходный
паровоз серии Л колесной формулы 1-5-0, т.е. имеет в своем наличии одну
пару передних вспомогательных (бенгунковых) колес и пять пар движущих
(сцепных). Получил своё наименование по имени конструктора паровоза,
выдающегося инженера Л.С.Лебедянского. Строились паровозы серии Л в
1946-1956 годах на трех заводах: Коломенском, Брянском и Луганском и
первоначально им была присвоена серия П – «Победа». Однако в 1947 серии была
присвоена буква «Л» и в железнодорожной среде паровоз получил прозвище
«Лебедянка». Сконструированный и изготовленный стразу после войны, когда стояла
острая нехватка в локомотивах (за время войны в результате бомбежек и обстрелов
было выведено из строя около 16 тысяч паровозов), он стал лучшим грузовым
паровозом новейшей конструкции.
Вездеходные качества паровоза позволили эксплуатировать его на
значительной части железнодорожной сети
не только в грузовых перевозках, но и в пассажирских поездах вплоть до
начала 80-х годов 20-го столетия. И этот многолетний опыт эксплуатации показал,
что, обладая большой мощностью (до 2200 л.с.) при незначительных нагрузках на
ось, паровоз серии Л был самым надежным и экономичным локомотивом своего
времени. Сохранилось их в Украине совсем небольшое количество, около шести
единиц, которые в качестве памятников стоят на постаменте близ локомотивных депо или на станциях. Наш паровоз серии Л-1831 - грузовой
магистральный быстроходный паровоз типа 1-5-0, с пароперегревателем и воздушным
реверсом, приспособлен под нефтяное отопление. Тара – 110 т, длина – 23 м,
диаметр колёс – 1500 мм, диаметр цилиндров – 650 мм, ход поршня – 800 мм, давление
котлового пара – 14 атм., конструкционная скорость – 90 км/час, расчетная сила
тяги – 23 200 кг, мощность при РСТ – 1900 л.с., общий вес в рабочем состоянии
–104 т, сцепной вес –91 т, нагрузка от бегунковой оси –13 т. Изготовлен Коломенским
паровозостроительным заводом в 1953 г. Экспонат доставлен со станции
Сватово (ТЧ-5) 08.2001г. Реставрация осуществлена совместно с локомотивным депо
Волноваха. Историческая справка: В 1944 и начале 1945 года конструкторы
Коломенского паровозостроительного завода разработали технический проект нового
локомотива типа 1-5-0, по которому был изготовлен и 5 октября 1945 года совершил поездку от Коломны
до станции Рыбное, ведя на обратном пути поезд весом 2300 т, новый паровоз обозначенный П-0001 – «Победа». При испытаниях и эксплуатации первых
паровозов типа 1-5-0 были выявлены отдельные конструктивные недостатки, для
устранения которых Коломенскиий паровозо-строительный завод, начиная с паровоза
П-0033, переделал ряд узлов. В начале 1947 года были внесены еще ряд
конструктивных изменений, приведших к уменьшению веса паровоза. По имени
главного конструктора паровоза Л.С.Лебедянского,
который вместе с другими инженерами в 1947 году был удостоен звания лауреата
Сталинской премии, паровозу была присвоена серия Л. Вездеходные качества
паровозов позволили эксплуатировать их на значительной части железнодорожной
сети, что помогло выявить ряд недостатков, устраненных в 1952 году. С конца
1952 году все паровозы серии Л изготавливались по пересмотренным чертежам.
|