Одним из
первых экспонатов нашего музея стал паровоз серии ФД 20-1393, изготовленный на Луганском
паровозостроительном заводе в 1936 году. Паровоз является представителем
мощного грузового паровоза колесной формулы 1-5-1, на котором кроме пяти осей
движущих колес имеются по одной колесной паре вспомогательных передних и
поддерживающих осей. Первый
магистральный паровоз типа 1-5-1 был выпущен в 1931 году.
С этого же времени серии локомотивов стали
называть в честь крупных политических деятелей, вводилось обозначение из двух
букв – по имени и фамилии. После букв ставилась цифра, выражающая давление на ведущую
ось паровоза в тоннах, а затем через тире – его номер. В
память Феликса Эдмундовича Дзержинского, бывшего в 1922 году Народным
Комиссаром путей сообщения, и было присвоено обозначение ФД20. Обустроены паровозы ФД шестиосным тендером, впервые специально построенном для паровозов данного типа.
Наш паровоз
ФД20-1393 типа 1-5-1 с механическим
углеподатчиком, пароперегревателем и воздушным реверсом. Тара – 130 т, длина –
30 м, диаметр цилиндров – 670 мм, ход поршня – 770 мм, давление котлового пара –
15 атм, конструкционная скорость – 85 км/час., расчетная сила тяги – 23300 кг,
мощность при РСТ – 2000 л.с., площадь колосниковой решетки – 7 м², испаряющаяся
поверхность котла – 296 м². Изготовлен Луганским паровозостроительным заводом в
1936 г. Оприходован в результате инвентаризации. Доставлен из локомотивного депо Дебальцево, где на нем после Великой
Отечественной войны в течение продолжительного времени работал Герой
Социалистического труда, трижды Почетный железнодорожник машинист локомотивного
депо Дебальцево-Сортировочноая Дубина Василий Яковлевич.
Кроме, так
называемого «холодного» паровоза серии ФД, в своей экспозиции музей имеет и «горячий»,
т.е. могущий двигаться самостоятельно, паровоз ФД20-2714, который в 2010 году был доставлен с Одесской ж.д. из локомотивного
депо Христиновка. Вплоть до 2005 года этот локомотив использовался
Киевской фирмой «Джерело» в организации ретро-туров для иностранных туристов.
Изготовлен данный
паровоз на Луганском паровозостроительном заводе в 1939 году. Историческая справка: В конце апреля 1931 года техническое бюро
Транспортного отдела ОГПУ для освоения непрерывно растущего грузооборота
разработало эскизный проект мощного грузового паровоза типа 1-5-1 для постройки
на советских заводах. На основании эскизного проекта коллективом конструкторов
Центрального локомотивопроектного бюро (ЦЛПБ) НКТП (Народный Комиссариат
тяжелой промышленности) с мая 1931 года
велось рабочее проектирование нового паровоза. В августе рабочие чертежи
были переданы Луганскому паровозостроительному заводу, и к концу октября 1931
года первый паровоз типа 1-5-1 был
построен. В память Феликса Эдмундовича Дзержинского, бывшего в 1922 году Народным Комиссаром путей
сообщения, новый паровоз был обозначен серией ФД20 (цифра 20 после серии
означает нагрузку от движущейся оси в тоннах). К 15 годовщине Октябрьской
революции, 6 ноября 1931 года паровоз ФД20-1 привез в Москву делегацию рабочих
и служащих Луганского завода с рапортом о сдаче в эксплуатацию первого мощного
магистрального паровоза серии ФД с
шестиосным тендером, впервые построенном
специально для паровоза этой серии.
|